Легкая форма аутизма у детей: симптомы, как проходит, лечение

Легкая форма аутизма — это расплывчатая формулировка при оценке состояния ребенка, у которого обнаружены симптомы аутистического спектра, но их недостаточно для того, чтобы диагноз воспринимался в привычном нам понимании. Это отнюдь не означает отсутствие проблем, а скорее указывает на их умеренный характер, хороший контакт ребенка с внешним миром, способность к обучению и высокую вероятность полной адаптации в обществе при условии правильно подобранной программы лечения и реабилитации.

В этой статье:
  1. Общие сведения
  2. Что означает этот термин?
  3. Диагностические критерии
  4. Каковы основные симптомы легкого аутизма?
  5. Как понять ребенка-аутиста и помочь ему? Информация для родителей
  6. Какие существуют методы лечения аутизма, протекающего в легкой форме?
  7. Вопросы и ответы

Общие сведения


В 1980-х годах аутизм все еще считался тяжелым неврологическим заболеванием, приводящим к инвалидизации. Считалось, что общеобразовательная школа не для аутичных детей, они никогда не смогут нормально общаться, особенно с чужими людьми и вынуждены всю жизнь прожить на пособие по инвалидности (при отсутствии обеспечения от родственников), потому что нетрудоспособны. В 1994 году появился новый термин — синдром Аспергера. Дети с этим диагнозом хоть и являются аутистами, но растут яркими личностями, способны общаться и обучаться. В некоторых областях они развиваются наравне со здоровыми, в других немного отстают.

Согласно ДСМ-5, всем детям с аутизмом теперь ставят только один диагноз: расстройство аутистического спектра. У них могут наблюдаться или отсутствовать ЗРР, СДВГ, нарушения сенсорного восприятия, неадекватное поведение и многие другие признаки. Термин РАС — это своеобразный купол, который объединяет обширную группу расстройств онтогенеза.

легкая форма аутизма у детей

Согласно МКБ-10, можно считать, что у ребенка легкая форма аутизма, если ему поставили один из следующих диагнозов:
  • атипичный аутизм без умственной отсталости;
  • синдром Аспергера;
  • высокофункциональный аутизм.

В МКБ-11 добавилась отдельная категория расстройства аутистического спектра, как вариант диагноза (раньше ее не было). Заболевание делится на подтипы: с/без расстройства интеллекта, речи.

Другие общие расстройства развития, в том числе неуточненные, могут протекать в любой, в том числе в легкой форме (возможны и крайне тяжелые варианты).

Что означает этот термин?


Что имеют ввиду врачи, учителя и родители, когда говорят о легкой степени аутизма? Поскольку в официальных современных классификациях болезней МКБ-11 и ДСМ-5 отсутствует такая формулировка диагноза, говоря о легкой разновидности аутизма, люди могут вкладывать несколько различный смысл, в зависимости от своих представлений.

Обычно этот термин используется, когда у ребенка есть диагноз аутизм и основные его симптомы, но он обладает хорошими разговорными навыками или другими способностями, которые облегчают взаимодействие в обществе или позволяют добиться серьезного прогресса в обучении. Например: «Влад очень умный и хорошо учится в школе, но из-за легкого аутизма ему сложно заводить друзей».

Аутизм в легкой форме — это термин, который можно использовать для смягчения представления о диагнозе. Указание на мягкий аутизм делается вовсе не для обозначения незначительности или маловажности симптомов, а чтобы отметить, что есть нечто положительное в динамике развития ребенка. Например: «Я рада видеть, что ребенок показывает жестами то, о чем хочет сказать. У него может быть относительно легкий аутизм».

Концепцию умеренного аутизма используют врачи, когда хотят объяснить, какое лечение лучше подойдет ребенку. Например: «У вашего ребенка легкая форма аутизма, поэтому более полезной для него будет игровая терапия, а в АВА-терапии он не нуждается».



В обществе и медицинской практике сложилось представление, что дети с легким аутизмом имеют нормальные или высокие когнитивные способности и не запаздывают в речевом развитии. Тем не менее, их социальные навыки развиваются очень медленно, дети страдают от проблем с сенсорным восприятием и дезорганизованы.

Дети с легкой формой аутизма учатся в общеобразовательных школах и в будущем могут работать на более ответственной или сложной должности, чем люди с серьезной задержкой речи, даже если они не имеют выраженных сенсорных и социальных проблем, однако прогноз индивидуален.

Для примера представьте себе отличника с хорошо развитой речью, который первым вызывается отвечать в классе, но замирает от звука пылесоса или впадает в истерику от яркого света. Сравните такого ребенка с тем, у кого есть серьезные проблемы с обучением, но нет особых трудностей, связанных с сенсорными раздражителями или умением соблюдать правила. У кого из них симптомы аутизма мягче? Ответ зависит от условий и обстановки.

Диагностические критерии


Согласно различным тестам на аутизм, выделяют несколько степеней этого заболевания. Термин «легкий аутизм» относится скорее к 1-2 степени. Это означает, что пациентам необходима поддержка и медицинское вмешательство в детстве, но они могут жить полноценной жизнью.

На самом деле, в этом термине нет большой пользы. Может оказаться, что ребенку с легкой формой аутизма потребуется значительная помощь и поддержка на этапе взросления, становления личности в раннем молодом возрасте. Например, человек с легким аутизмом может отлично общаться, знать даже несколько языков, но совершенно не разбираться в языке жестов и не понимать эмоции других людей.



В результате, дорастая до подросткового возраста, аутисты с легкой формой течения заболевания часто попадают в неприятности с противоположным полом, в том числе, соглашаются на токсичные и неравные отношения, не могут поддерживать здоровое общение с одноклассниками. Им трудно найти работу, а под влиянием импульсов или плохой компании не исключены проблемы с полицией.

Людям, не столкнувшимся с проблемой аутизма, логика часто подсказывает, что детям с низкофункциональным аутизмом тяжело, а с высокофункциональным аутизмом будто бы легко, но это отнюдь не так.

Люди с легкой степенью аутизма действительно часто обладают яркими способностями и впечатляющими талантами, но в реальности они нечасто встречаются. Дело в том, что диагноз «аутизм» редко стоит рядом со словами «гений», «карьерист» или «звезда». На самом деле, пациенты с легким аутизмом испытывают вот такие проблемы:
  1. Некоторые из них имеют высокий интеллект, единицы даже оказываются необыкновенно умными, но у них редко бывает сильная мотивация для достижения успеха, ведь многочисленные проблемы, связанные с аутизмом, никуда не деваются. Им приходится работать больше, чем нейротипичным (здоровым) людям.
  2. Они не чувствуют себя комфортно, начиная новые отношения, устраиваясь на работу и развивая то, что начали. Иногда им не хватает такта, а иногда чувства собственного достоинства. Аутистам сложно справиться с этими проблемами отчасти потому, что других они шокируют или расстраивают.
  3. От людей с тяжелым аутизмом окружающие ожидают отклонений в поведении, замкнутости и любых странностей, но услышав формулировку «легкий аутизм», надеются встретить «почти здорового человека» и судят его за любые промахи.
  4. Дети с легким аутизмом рано начинают понимать, в чем их проблемы и болезненно воспринимают негативные реакции окружающих.

Пройти тест на аутизм можно на нашем сайте. Здесь вы найдете 6 полных версий популярных тестов, которые используются в клиниках, но доступны для предварительной диагностики (проходят родители, отвечая за ребенка). Тесты предоставлены для определения вероятности и фиксации симптомов аутизма, а не для самодиагностики. Для обследования и постановки диагноза обратитесь к детскому неврологу.

Каковы основные симптомы легкого аутизма?


Распространенные нарушения и степень их выраженности у детей с легкой формой аутизма.

Проблемы в сенсорной сфере. Люди с аутизмом 1-2 степени могут так же ярко и болезненно воспринимать сенсорную информацию, как дети на 3-5 степени этого заболевания. Возможна слабая чувствительность к звуку, свету, вкусам, запахам, прикосновениям, то есть ребенок их игнорирует или реагирует неправильно, например, отвлекается на шум холодильника, но пропускает мимо ушей обращенную к нему речь. Чаще при легкой форме аутизма наблюдается гиперреакция. Человек на всю жизнь остается неспособным посетить концертный зал или переполненный ресторан, сходить в кино, справиться с паникой в торговых центрах и других общественных местах.

Невежество в социальных отношениях. В чем разница между обычным «привет» и намеком на романтический интерес? Говорить громко — что это значит? Когда можно рассказать о личном, поделиться опытом и интересами и в каких ситуациях лучше смолчать? Когда можно пожертвовать своими интересами ради помощи другому человеку и как отличить шутку или издевку от реальной просьбы? «Это всего лишь легкий аутизм», — скажет кто-то. «Перерастет». Но социальные проблемы даже при успешном лечении могут повлиять на возможность устанавливать социальные контакты и выбирать людей, с которыми стоит общаться, романтические отношения, трудоустройство.

Детей с легким аутизмом отличает сочетание нормального уровня интеллекта и абсолютной бесталанности при взаимодействиях с обществом. Они поддерживают беседу, не теряют нить разговора, но им сложно понять что-то большее, чем просто слова в буквальном их значении. Аутисты плохо распознают юмор, иронию, романтический интерес (или его отсутствие) и гнев. Намеки, настроение собеседников, что происходит, когда все перемигиваются и понимают друг друга с полуслова — что все это значит? Для аутиста совершенно непонятно. Как правило, дети с легкой формой аутизма не знают, что и когда говорить, как говорить, а когда лучше промолчать.

Другие проблемы в общении, которые у людей с легкой формой аутизма порой сохраняются на всю жизнь:
  • может подойти слишком близко или слишком отдалиться во время разговора, неспособен определить оптимальную дистанцию;
  • говорит на одну и ту же тему, не обращая внимания, что слушателю откровенно скучно;
  • избегает зрительного контакта;
  • говорит и выглядит неловко;
  • не меняет выражение лица или использует мимику невпопад;
  • не отвечает на эмоции собеседника (не улыбается, услышав хорошую новость; не использует жесты и не меняет позу во время разговора или делает это неподходящим образом; говорит слишком тихо или громко, использует неверную интонацию);
  • не умеет сочувствовать, не замечает эмоций других людей, неверно представляет, о чем думают и что чувствуют другие люди.

Расстройства эмоциональной сферы при легком аутизме часто неверно понимаются людьми, которые лишь слышали об этом диагнозе, но не вникали в суть проблемы. Популярен миф об отсутствии эмоций у аутистов. Для тяжелых разновидностей заболевания это отчасти правда, но при легком аутизме дети способны испытывать широкую палитру эмоций и даже проявлять излишнюю эмоциональность в ситуациях, когда это выглядит странно. Представьте, 20-летний парень расплакался из-за отмены мероприятия в университете, а взрослая женщина полностью расклеилась и почувствовала беспомощность, потому что машина перестала заводиться.

Тревожность, депрессия, перепады настроения, включая биполярное расстройство, ОКР, часто встречаются у людей с мягким аутизмом. Ученые еще не предъявили миру ответ: провоцирует ли аутизм эти нарушения или они являются следствием массы разочарований, социальной изоляции. Расстройства настроения могут привести к инвалидизации, какой бы ни была причина.



Неспособность планировать — еще одна черта, которая ставит крест на карьерных возможностях аутиста и ограничивает выбор профессий. Обычные взрослые способны планировать свое расписание, замечать, например, когда гель для душа заканчивается и строить график на месяцы и годы, ориентируясь на долгосрочные цели и проекты. Кажется, так просто, но при аутизме, даже малозаметном, это может быть невозможным. Людям с легкой формой аутизма тяжело планировать свой быт и заботиться о себе, поэтому в идеале им должен помогать кто-то еще. Им тяжело справиться с изменением расписания в школе и на работе, подстроиться под новый график.

Необходимость перемен воспринимается, как огромная проблема. Это не просто нежелание. Это барьер, связанный с функционированием мозга. После того как будет сформирован определенный шаблон на каждый день, к которому тоже непросто привыкнуть, ребенок с аутизмом любой степени захочет сохранить его навсегда. Если ребенок отправляется на урок музыки каждый вторник, то идея перенести занятия на среду, а вместо запланированного урока сходить в гости к товарищам может вызвать крайнее волнение и беспокойство, даже злость. Такая тенденция прослеживается и у аутистичных взрослых. В повседневной жизни это проявляется в строгой упорядоченности занятий в течение дня, выборе одних и тех же продуктов и блюд.

Нарушения распознавания устной речи приводят к тому, что аутисты с мягким течением заболевания могут выполнять задачи, но неспособны следовать голосовым инструкциям. Например, учитель говорит: «Вытри доску и напиши сегодняшнее число». Ребенок с аутизмом сможет распознать только просьбу вытереть доску или сразу напишет число. Эта же проблема касается инструкций, которые даются на занятиях танцами, борьбой, плаванием, в кабинете врача, в гостях у бабушки и т. д. Недостаточный уровень понимания обращенной речи при взаимодействии с другими людьми и в итоге неспособность выполнять их инструкции и требования может привести к любым неприятностям в жизни, начиная с незначительных ошибок в школе и заканчивая серьезными проблемами с полицией.

Дети даже с легкой формой аутизма намного чаще других страдают проблемами с желудком и кишечником. Имеет смысл лечить эти симптомы, сформировать диету и придерживаться ее всю жизнь. Ни один ребенок с хронической диареей, спазмами и тошнотой точно не будет хорошо вести себя, успешно учиться и не захочет общения.

Как видите, легкий аутизм — это термин, означающий то, что мы слышим, но это не простой диагноз. Люди, которые живут, учатся, работают вместе с пациентом, ухаживают или обучают его, должны помнить, что аутизм в любой форме — это все еще тяжелое заболевание.

Как понять ребенка-аутиста и помочь ему? Информация для родителей


Есть много вещей, которые дети с аутизмом хотят сказать своим родителям, но скажут только когда вырастут. Мы не понимаем их, а они хотят быть понятыми, но не понимают нас. Только представьте, как бы изменились ваши отношения с аутистичным ребенком, если бы вы приняли это во внимание.

Людям кажется, что ребенок плохо себя ведет, но он пытается сообщить, что все идет не по плану.

Крик, слезы, настойчивое выражение эмоций — это способ ребенка сказать родителям, что он обеспокоен, не знает как реагировать на свои чувства и как поступить. Сейчас это единственный способ сказать людям, которым он доверяет, что сам он не справляется. Здоровые взрослые гораздо реже, но все же иногда ведут себя неразумно. В конце концов, когда возникают социальные или коммуникативные трудности, нелегко выразить свои чувства или выглядеть адекватно, особенно, если вы расстроены.

Когда ребенок отталкивает вас, часто он нуждается в вас больше всего.

У каждого из нас бывают психологические кризисы. Когда дети с аутизмом переживают такой кризис, у них чаще всего развиваются все симптомы стресса. Это не значит, что они не любят тех, кого избегают или на кого изливают негатив. Часто те, кто оказывается мишенью, — самые дорогие люди в их жизни. Такое поведение показывает их незрелость. Детям, страдающим легкой формой аутизма, сложно научиться контролировать свои эмоции и спокойно сообщать окружающим, когда их что-то беспокоит или подавляет.

Если аутист кажется спокойным внешне, это не означает, что ему комфортно внутри.

За детьми с расстройствами аутистического спектра подмечают общую черту. Кажется, их настроение меняется по 10-бальной шкале от 1 до 10 за секунду! В действительности, плохие впечатления и воспоминания накапливаются в их сознании. В конечном счете произойдет взрыв. Последней каплей может стать что-то почти незначительное, но в сознании аутиста это кульминация череды изматывающих событий. Просто помните, что для ауиста хорошо выглядеть — не значит хорошо себя чувствовать.

Если сегодня ребенок не хочет выполнять задачу, которую успешно начал вчера, это не значит, что он пытается вредничать.

Дети с аутизмом чувствуют и ведут себя по-разному в разное время дня и дни недели. Способность аутиста сконцентрироваться на задаче зависит от рабочей среды, времени суток, количества сна прошлой ночью, уровня беспокойства. Когда родителям (или другим взрослым) удается создать обстановку, подходящую для работы, и помочь ребенку справиться с тревогой, можно рассчитывать на соблюдение последовательности действий.

Вы пугаете, когда не улыбаетесь.

При аутизме детям очень сложно распознавать эмоции и «читать по лицам». Для них нет ничего страшнее, чем не улыбающийся взрослый. Даже если большую часть времени у вас нейтральное выражение лица, это все равно может заставить ребенка чувствовать себя тревожно. Ребенок интерпретирует безэмоциональное лицо как признак гнева, разочарования или безразличия. Он будет думать, что же он сделал не так, из-за чего заставил вас чувствовать все эти негативные эмоции.

Отклонение от графика — это невероятно тяжелое испытание, особенно если изменения не планировались заранее.

Дети с аутизмом полагаются на стабильность и предсказуемость. Изменение распорядка неизменно вызывает сильную тревогу у большинства пациентов. Их переполняют эмоции, с которыми уже невозможно справиться. Чтобы уменьшить беспокойство, используйте расписание, обсуждайте любые изменения с ребенком и предупреждайте о ваших планах заранее. Расписание должно быть доступно для ознакомления ребенку. Составьте список дел в удобной форме, чтобы тот мог видеть, что хотя одну из дат перенесли, остальные планы остались неизменными.

Не говорите о наказании во время ссоры.

Упоминание о наказании, когда вы с ребенком поругались, может стать для него абсолютным крахом. Подождите с разговором о санкциях до того момента, когда ребенок успокоится, волнение уляжется и все члены семьи смогут говорить спокойно.

Тревога влияет на жизнь детей-аутистов и даже может заставить чувствовать себя больными.

Сосредоточив свое внимание на триггерах страха и способах снижения уровня тревожности, вы окажете огромное влияние на жизнь своего ребенка, изменив ее в лучшую сторону. Тревога — это не второстепенная проблема. Многие родители полагают, что решать ее необходимо, когда наладится процесс обучения, скорректируется поведение, но это мнение неверно. Помогая ребенку справиться с тревогой, вы повышаете его шансы на успешное обучение и приобретение навыков контроля над своим поведением.

Какие существуют методы лечения аутизма, протекающего в легкой форме?


Дети с любым типом аутизма должны получать лечение, соответствующее их потребностям.

Лечение легкой степени аутизма требует разностороннего подхода и индивидуальной адаптации под нужды больного. Занявшись лечением и образованием особого сына или дочери, придется все их детство посещать различных специалистов и выполнять медицинские рекомендации. Причем начать лечение нужно как можно раньше, а к любым рекомендациям относиться с осторожностью и делать выбор между специалистами, ориентируясь на их опыт, профессионализм, достигнутые результаты, здравый смысл и, возможно, даже на свою интуицию. Помимо невролога и педиатра, скорее всего, вам придется часто посещать кабинет физиотерапевта, трудотерапевта, психолога и логопеда.

Коррекция поведения и образование — основа лечения легкой формы аутизма. Занятия дома и в школе должны быть структурированы и правильно организованы. Используйте графики, списки задач и четко определите правила на все случаи жизни, чтобы помочь ребенку с аутизмом оставаться сосредоточенным на его целях.

Детям с аутизмом гораздо проще учиться в специализированных классах, где хорошая звуковая изоляция и мало учеников в группе. В перерывах между уроками, особенно в младших классах, полезно выполнять упражнения на развитие моторики: йога, кручение хула-хупа или прыжки на мини-батуте. Перечисленные «плюшки» школьной жизни помогают ребенку успокоиться и избежать сенсорных перегрузок, но это в идеале.

Усиленное развитие социальных навыков, контроль психического здоровья со своевременной коррекцией возникающих нарушений, поддержка членов семьи, в том числе психологическая и консультационная, разработка плана здорового образа жизни (в первую очередь, правильное питание и режим сна), разработка учебного плана с учетом индивидуальных потребностей ребенка являются важными компонентами программы лечения.

С чего начать терапию?


Начните с просмотра вариантов, а затем выберите подходящие для вашего ребенка, обсудив их с врачом. Лечение аутизма — это постоянный процесс обучения, проб и ошибок. Нет одной программы, которая подходит всем пациентам.

Ниже перечислены популярные и эффективные методы лечения аутизма:
  1. Трудотерапия: развитие мелкой моторики, почерка, бытовых навыков. Проводит трудотерапевт.
  2. Логопедия: развитие речи и проработка навыков невербального общения.
  3. АВА-терапия: техника прикладного анализа поведения. Методика помогает ребенку сфокусироваться на обучении и стимулирует положительные изменения в поведении.
  4. Занятия по улучшению социальных навыков дают возможность детям практиковаться в общении друг с другом.
  5. Иппотерапия — это практика верховой езды в терапевтических целях. Эффект от занятий обширен. Иппотерапия помогает детям с легкой формой аутизма лучше ходить, говорить, улучшает коммуникативные навыки, поведение, способность обучаться и вдохновляет жить более полноценно, используя свои способности по-максимуму.
  6. Психотерапия включает множество методов, которые могут помочь ребенку справиться с беспокойством, обсессивно-компульсивным расстройством, выйти из депрессии и решить другие психиатрические проблемы.
  7. Терапия взаимодействием — это семейная поведенческая терапия. Проводится для устранения основных внешних симптомов аутизма. Ребенка учат мыслить широко, оценивать все точки зрения, адаптироваться к изменениям, интегрировать информацию из множества источников в повседневной жизни.
  8. Гидротерапия и плавание повышают эффективность все остальных методов лечения, улучшают координацию, артикуляцию, способствуют развитию навыков общения и помогают лучше справляться с сенсорными проблемами.

Какие лекарства прописывают врачи?


Медикаментозное лечение легкой формы аутизма только симптоматическое. Например, при обсессивно-компульсивном поведении, страхе определенных ситуаций и вспышках гнева врач может прописать ребенку СИОЗС, например, Флуоксетин или Золофт.

При невнимательности, отвлекаемости, обусловленных чрезмерным сенсорным раздражением, рекомендуют препараты Страттера или Риталин. Для подавления истерик, агрессии и самоповреждающего поведения используют антипсихотики, такие как Рисперидон.

Вопросы и ответы


Вопросы, которые обычно задают родители, впервые узнав о диагнозе. Их же будут задавать родственники и знакомые, имеющие смутное представление о проблеме.

Легкий аутизм — это просто низкие способности к обучению, так же как СДВГ или дислексия?

Дети с этим диагнозом имеют различные отклонения в строении мозга. У всех детей с аутизмом, будь то легкая или тяжелая форма заболевания, обнаруживаются структурные изменения в «социальном мозге», включающем миндалевидное тело с обеих сторон, верхнюю височную борозду, веретенообразную извилину, орбифронтальную кору. Часто поражения обнаруживаются в хвостатом ядре, которое, как считают ученые, отвечает за избегающее поведение при аутизме. Наблюдается увеличение количества серого вещества и нетипичные связи между областями головного мозга.

Аутизм остается серьезным диагнозом. Даже если вам говорят, что у ребенка «всего лишь» легкая форма аутизма и со временем все исправится, то нужно помнить, что это диагноз на всю жизнь и вам придется столкнуться с плохой координацией, странным восприятием информации, получаемой органами чувств, в том числе трудности с проприоцепцией (ощущение и контроль положения тела в пространстве). Дети, которым трудно учиться, могут уметь общаться и хорошо функционировать в обществе, но дети с аутизмом — нет. Даже если их учат социальному взаимодействию, развитие все равно протекает медленнее, чем у здоровых детей, которые учатся этому сами.

На какие интеллектуальные способности ребенка влияет легкий аутизм?

Расстройство аутистического спектра, протекающее в легкой форме, может повлиять на базовые психические функции, включая:
  • восприятие;
  • концентрация внимания;
  • обучение, особенно освоение практических навыков в повседневной жизни;
  • объем памяти;
  • воображение и абстрактное мышление;
  • ограниченная область интересов;
  • последовательность действий;
  • понимание причин и последствий;
  • многозадачность;
  • организованность;
  • расстановка приоритетов;
  • адаптация к изменениям (большинство детей с аутизмом в легкой степени чувствуют себя комфортно только в привычных обстоятельствах и выполняют действия в запланированном порядке);
  • производительность;
  • принятие решений;
  • способность самостоятельно справиться с проблемами;
  • обобщение (способность применить прошлый опыт к новой ситуации, людям, местам, событиям);
  • способность проследить связь между словами, событиями, поведением разных людей, любыми явлениями;
  • способность видеть общую картину ситуации;
  • перспектива (понимание того, что другие люди иначе воспринимают мир);
  • обнаружение и идентификация эмоций в себе и других, понимание, что окружающие могут испытывать те эмоции, которых нет у ребенка;
  • управление эмоциями и стрессом.

Балы айкью и интеллект — это одно и то же?

Нет. При легком аутизме у детей обычно сохраняется нормальный айкью. Он может быть умеренно низким или даже очень высоким. Аутизм в легкой форме не провоцирует умственную отсталость, но угнетающе влияет на интеллектуальные функции.

Интеллект — это глобальная способность человека целенаправленно действовать, разумно мыслить и взаимодействовать с окружающим миром. Чем выше интеллект, тем меньше проблем с этими функциями. Существует несколько типов интеллекта. Например, по Гарднеру их 9. При аутизме угнетаются некоторые интеллектуальные функции, в том числе эмоциональный и социальный интеллект, а уровень айкью может не измениться.

Дети с умеренным аутизмом, когда вырастут, смогут устроиться на работу и стать самостоятельными?

90 % аутистов не могут работать в зрелом возрасте, в то время как больше 35 % людей с умственной отсталостью трудоустроены до момента выхода на пенсию (статистика по США). Там же около 20 % бездомных имеют диагноз РАС. Людям с синдромом Аспергера и другими видами легкого аутизма необходимо больше времени, чтобы справиться с задачами, чем в норме. Супервайзеры и менеджеры не стремятся помочь этим людям и склонны думать, что они ленивы, не мотивированы, не желая осознать, что все трудности при аутизме связаны с инвалидностью. Эта проблема очень распространена. Многие люди все еще не делают скидку своим одноклассникам, коллегам и подчиненным, больным аутизмом в мягкой форме. Половина пациентов с легкими формами расстройств аутистического спектра в возрасте 40 лет все еще живут в одном доме с родителями.

Детям с легкой формой расстройства легче учиться и добиваться успехов во всех сферах жизни, чем пациентам с тяжелым аутизмом?

У детей с легким аутизмом сохраняется отличный потенциал в развитии некоторых навыков, но в других областях они функционируют очень плохо. Некоторые дети с высокофункциональным аутизмом не могут ездить в общественном транспорте, посещать шумные мероприятия, в то время как большинство пациентов с тяжелым аутизмом не видят в этом особой проблемы. Окружающие, врачи и даже сами родители часто недооценивают, насколько снижается качество жизни детей с мягким аутизмом из-за бытовых трудностей. Пациенты с синдромом Аспергера часто рассказывают, что чувствуют, как живут нормальные люди и постоянно думают о том, почему не могут вписаться в коллектив и быть как все. В то время как большинство детей с тяжелым аутизмом живут своей жизнью и не испытывают потребности в социализации, при легком течении заболевания пациенты страдают от изоляции.

Нет никакой надежды?

Дети с РАС имеют свои таланты. Они замечают вещи, которые другие упускают из виду, чувствуют то, что мы обычно отодвигаем на задний план. У многих детей с легким аутизмом хорошо развиты творческие способности, тяга к искусству. Известно, что при аутизме люди специализируются в узких областях. Лучше других они осваивают математические и инженерные специальности. Благодаря хорошей памяти дети с этим диагнозом способны получить энциклопедические знания по выбранному предмету. С помощью родителей и специалистов они могут учиться, общаться и играть с другими детьми, заводить друзей и жить полноценной жизнью.

Жизнь с легкой формой аутизма может быть чрезвычайно сложной, но она также может стать полноценной и счастливой, если ребенок обучится стратегиям совладания с симптомами заболевания, получит соответствующее образование и пройдет лечение. Родители могут помочь ребенку справиться с этим тяжелым диагнозом.

Популярные сообщения