Моторная дисфазия развития у детей: что это такое? Лечение, прогноз на будущее

Первое впечатление о ребенке с дисфазией: грустный, замкнутый, даже депрессивный. Стоит попробовать пообщаться и станет понятна главная причина: когда он говорит, вы плохо понимаете его или он не понимает вас. Наблюдая за ребенком, многие приписывают ему аутизм или врожденное слабоумие, ведь он говорит на непонятном языке или вообще молчит. Тем не менее, дисфазия не имеет ничего общего с этими заболеваниями, поскольку изначально затрагивает только речь, а сопутствующие патологии развиваются, как последствия.
В этой статье:
  1. Что такое дисфазия развития?
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение
  5. Ожидаемый прогноз на будущее

Что такое дисфазия развития?


Кажется, ваш ребенок лучше понимает жесты окружающих, чем слова, но он не глухой.

Возможно:
  1. Он умный, но любит манипулировать.
  2. Он внимательный, но недостаточно хорошо адаптируется к изменениям.
  3. Он чувствует обстановку, но иногда реагирует негативно.
  4. Он понимает вашу интонацию, но быстро теряет концентрацию и отвлекается.

Несмотря на некоторые странности, ребенок с дисфазией хочет общаться. Он уведомляет вас о своих мыслях и чувствах, используя доступные средства выразительности:
  • выражение лица, «говорящие глаза»;
  • жесты и мимика вместо речи;
  • действия и телодвижения, которые обычно сопровождают речь, при ее отсутствии.



Дисфазия — это задержка развития речи, речевая недостаточность, которая всегда сопровождается трудностями в обучении.

Дисфазия развития речи характеризуется выраженными проблемами вплоть до отсутствия слов, которые ребенок может членораздельно произносить в 2-3 года, несмотря на другие удовлетворительные показатели:
  • нормальный слух;
  • нормальный айкью;
  • развитый эмоциональный интеллект;
  • отсутствие серьезных повреждений мозга.

Речь медленно развивается, даже когда у ребенка достаточно общения и используются игры, программы для улучшения речевых навыков.

Дисфазия — это тип нарушения развития, который влияет на то, как ребенок понимает речь других людей и/или учится самостоятельно выражать свои мысли.

дисфазия развития у детей

Виды дисфазии:
  1. Моторная дисфазия — это нарушение, при котором дети не могут выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети долго не могут научиться говорить, а издают только отдельные звуки. Тем не менее, они могут общаться, используя любые средства выразительности: интонацию, жесты. Большинство детей с моторной дисфазией могут говорить или развивают речь до 6-7 лет, но у них часто возникают проблемы с подбором правильного слова и объемом словарного запаса (иногда они знают всего 50-100 слов). Вместо верного слова ребенок может назвать противоположное по значению или подобрать фразу, бессмысленную в контексте. Вместе с трудностями в устной речи наблюдаются проблемы с чтением и письмом. Мысли при моторной дисфазии ясные и четкие, но попытки ребенка вербально взаимодействовать с внешним миром часто безуспешны, он остается непонятым или вообще неспособен к самовыражению вербальным способом.
  2. Сенсорная дисфазия — трудности с пониманием речи или восприятием смысла слов. Этот вид дисфазии можно сравнить с ощущением, как если бы все люди говорили с вами на иностранном языке. В месте, где тихо и ребенок чувствует себя спокойно, удается донести до него некоторую информацию, но говорить обычно приходится короткими фразами из 2-3 слов. К трудностям в понимании речи добавляется забывчивость и неспособность разборчиво прочитать текст, даже если ребенок написал его самостоятельно.
  3. Сенсомоторная дисфазия — грубое нарушение развития речи, которое включает моторные и сенсорные симптомы. Дети с этим диагнозом испытывают сложности, когда пытаются понять речь и общаться. Патология влияет на освоение вербальных и невербальных способов коммуникации.

Дисфазия — современное название алалии, употребляемое в международных классификациях. Если детский невролог поставил диагноз дисфазия или дисфазия развития — это термин, означающий задержку речевого развития. Аналогичен алалии. Моторная дисфазия — это моторная алалия. Сенсорная дисфазия — сенсорная алалия, соответственно. Сенсомоторная, артикуляционная и другие разновидности диагноза также взаимозаменяемы.



Дисфазия развития — это хроническое заболевание, которое всегда влияет на эмоциональную сферу психики, отношения в семье, социальную жизнь и процесс обучения. Редко встречается изолированная: моторная или сенсорная форма заболевания, хотя неврологи часто ставят такие диагнозы. Обычно это происходит из-за того, что проблемы определенного типа выступают на первый план и на них обращают повышенное внимание. Если у вашего ребенка диагноз сенсомоторная алалия или вы подозреваете сочетание проблем с формированием слов и пониманием обращенной речи, предлагаю прочитать статью о сенсомоторной алалии. Там же вы найдете несколько рекомендаций и комплекс упражнений для занятий с ребенком.

Симптомы


Спектр симптомов дисфазии обширен. У конкретного ребенка это заболевание может проявляться только некоторыми из них. Точный перечень отклонений зависит от возраста пациента, локализации и тяжести повреждения головного мозга, занятий, которые уже были проведены, правильности подбора программы развития и работы педагогов.

Симптомы, связанные со способностью говорить (преобладают при моторной дисфазии):
  • должен очень постараться, чтобы подобрать слова;
  • говорит медленно или прикладывает большие усилия, чтобы придумать, что сказать, или выразить свои мысли;
  • использует только отдельные слова или короткие фразы;
  • пропускает короткие слова, такие как предлоги;
  • допускает грамматические ошибки в самых простых словах и предложениях;
  • изменяет порядок слов;
  • заменяет слова и звуки на неподходящие;
  • в речи присутствуют бессмысленные слова;
  • может говорить быстро, но смысл уловить невозможно (или очень трудно).



Симптомы, связанные со способностью детей понимать речь других людей (характерны для сенсорной дисфазии):
  • пытается понять речь;
  • иногда кажется, что ребенок понимает то, что вы ему говорите или о чем просите, но не воспринимает;
  • долго обдумывает, прежде чем ответить или выполнить действие, о котором его попросили;
  • отвечает невпопад, даже если вопрос очень простой;
  • не улавливает смысл быстрой речи;
  • с трудом осваивает грамматику;
  • неверно воспринимает значения слов и фраз, например, буквально понимает фигуральные выражения;
  • не осознает и не замечает своих речевых ошибок.

Степень заболевания варьируется от легкой до тяжелой.

Диагноз моторной дисфазии ставится после обследований у нескольких специалистов: психолога, логопеда, детского невролога. В случае сенсорной или сенсомоторной дисфазии развития к команде врачей присоединяется оториноларинголог, чтобы проверить слух и исключить тугоухость или глухоту. Подтверждение диагноза — обязанность логопеда, поскольку дисфазия — это расстройство речи.



Другие специфические признаки, не связанные с речью


У детей с дисфазией часто обнаруживают сопутствующие нарушения развития.

Не с первых месяцев жизни, но с 2-5 лет у большинства детей с дисфазией в дополнение к языковым нарушениям выявляются другие проблемы. Они имеют неврологическую природу и, как и задержка формирования речи, вызваны легкой дисфункцией мозга. Ребенок необязательно столкнется со всеми перечисленными ниже симптомами, а их тяжесть зависит от степени дисфазии и обычно коррелирует с уровнем задержки речевого развития.

У большинства детей с диагнозом дисфазия недостаточно развиты моторные (двигательные) навыки. Ребенку трудно выполнять повседневные задачи и играть со сверстниками. Дисфатик кажется неуклюжим, легко теряет равновесие, плохо бегает и прыгает. Он часто не может словить и удержать мяч (любого размера). Родители таких детей говорят, что учить их кататься на велосипеде очень сложно, долго и не всегда результативно.

Уровень развития мелкой моторики не позволяет в 3-5 лет правильно держать фломастеры, карандаши, ножницы, посуду, застегивать одежду, самостоятельно завязывать шнурки, но со временем эти проблемы сглаживаются, если ребенок тренируется.

Для детей с дисфазией характерны проблемы с моторным планированием, то есть с выполнением последовательности действий. Им трудно выполнять задачи и приобретать навыки, поэтому они склонны к дезорганизованной деятельности, даже если предварительно были даны четкие инструкции.



Сенсорные нарушения — это неправильное восприятие стимулов, полученных через сенсорные системы: слух, зрение, восприятие движения, обоняние, осязание, вкус. Некоторые дети с дисфазией имеют пониженную чувствительность к сенсорным раздражителям. Другие, наоборот, проявляют гиперреакцию.

Некоторые симптомы, которые могут присутствовать у ребенка при сенсорной дисфазии развития:
  • не может терпеть громкие звуки, реагирует на шум раздражительно, закрывает уши;
  • отказывается есть определенные продукты или исключает определенные блюда из-за их текстуры (обычно дисфатики не любят твердую пищу);
  • боится определенных ощущений, например, ходьба босиком по песку, траве или асфальту, использование предметов, которые пачкают руки;
  • часто испытывает головокружение (некоторые дети с сенсорной алалией специально вызывают это ощущение, вращаясь).



Другие дети проявляют низкую чувствительность к неприятным ощущениям или вообще не чувствуют боли. Они не боятся упасть, удариться, не чувствуют опасности, поэтому нуждаются в дополнительном контроле.

Большинство детей с сенсорной и сенсомоторной алалией не умеют дуть, пить из трубочки и чашки, целовать. Посторонним кажется, что ребенок плохо слышит (хотя проблема в восприятии, а не в слухе). Квалифицированный врач, ориентируясь на дополнительные симптомы, предположит диагноз дисфазии уже на первом приеме и легко отличит его от аутизма, синдрома Аспергера, слабоумия, элективного мутизма (когда ребенок не говорит только в определенных ситуациях) и других нарушений развития.

На что еще следует обратить внимание родителям? Распространенные отклонения при дисфазии, которые необходимо наблюдать и лечить отдельно:
  • тревожно-фобические расстройства;
  • асоциальное поведение;
  • психоаффективные расстройства;
  • неспособность мыслить и рассуждать логически;
  • когнитивный дефицит;
  • проблемы с обучением;
  • социальная дезадаптация;
  • низкая самооценка.



Изначально дисфазия затрагивает только функцию общения. Остальные проблемы добавляются постепенно. Последствий можно избежать, если начать эффективное лечение речевых отклонений в раннем возрасте. Нарушения в различной степени затрагивают умение читать и писать, способность обучиться этим навыкам, если дисфазия не была скорректирована в первые 3 года жизни ребенка.

Причины


Дисфазия имеет неврологическую этиологию. Многие пациенты имеют отличающуюся структуру мозга (заметно на КТ и МРТ), но не всегда изменения настолько выражены, чтобы их можно было распознать с помощью стандартных средств нейровизуализации.

Дисфазия — это следствие дисфункции проводящих путей головного мозга, необходимых для развития устной речи, понимания речи, программирования речевого высказывания.

Основные причины дисфазии:
  • генетические нарушения;
  • травмы во время беременности и родов;
  • инфекции.

Дисфазия — результат органического повреждения головного мозга, не может возникнуть из-за эмоциональной травмы, «плохого воспитания» и т. д.

Речевая недостаточность при дисфазии умеренной или сильной степени влияет на то, как ребенок развивается и обучается с первых лет жизни. Легкую дисфазию невозможно обнаружить в раннем возрасте, но признаки становятся очевидными ближе к школьному возрасту или даже в 1-2 классе.

Лечение


Ни в одном международном клиническом руководстве не содержится правил по медикаментозному или хирургическому лечению дисфазии, однако это не означает, что лечения нет.

Единственным одобренным методом лечения моторной дисфазии является специальное образование и проработка речевых и смежных навыков, используя алгоритмы для компенсации уже сформировавшихся нарушений. В начальной и средней школе детям с диагнозом дисфазии развития часто требуется дополнительное образование (занятия с репетиторами), помощь психолога, психотерапевта и трудотерапевта.

Для детей с дисфазией полезно раннее вмешательство. Диагностику необходимо провести сразу, как только у вас появилось подозрение на задержку речи. Развивающие занятия начинают сразу после постановки диагноза и подбора оптимальной программы/специалиста.



Для развития навыков общения при моторной и сенсомоторной дисфазии родители могут использовать следующие методы:
  1. Привлеките внимание ребенка (позовите по имени, легкое прикосновение), но не будьте навязчивы.
  2. Используйте только те темы, предметы, которые вызывают интерес у ребенка. Не пытайтесь ему что-то навязать (это не принесет пользы для обучения).
  3. Адаптируйте вашу речь под уровень вашего ребенка. Не говорите о том, чего он не понимает или попытайтесь объяснить на доступном языке.
  4. Говорите медленно, короткими предложениями, четко формулируйте свою мысль в 2-3 словах, если возможно.
  5. Без сомнений повторите 2-3 раза, если ребенок что не понял, отвлекся.
  6. Используйте интонацию, жесты, чтобы донести мысль.
  7. Используйте только один язык общения. Не стоит начинать одновременно с русским учить, например, английский, если у ребенка нет особых успехов в освоении родного языка.
  8. Подружитесь с ребенком, если вы разобщены. Найдите общие развлечения. Используйте жесты, взгляды, любые формы общения. То же самое важно для преподавателей. Следите, чтобы ребенок не тяготился общением с логопедом, психологом, иначе шансы на успех занятий сильно снижаются.
  9. Побуждайте задействовать сильные стороны, чтобы компенсировать недостатки.
  10. Используйте визуальные сигналы (карточки, видео, игрушки) для разработки коммуникативных навыков.



Водите ребенка в садик (на неполный день) или на групповые занятия с раннего возраста, если это не вызывает стресса. Общение со сверстниками — обязательная ступень, чтобы ребенок научился самостоятельно вырабатывать стратегии компенсации дефицита устной речи. Это правило особенно полезно при моторной дисфазии, поскольку сенсорная характеризуется еще большими затруднениями, отличающими ребенка от сверстников. Важно, чтобы ребенок мог общаться с другими детьми на одном уровне. Если в группе с участниками без патологий речи ему тяжело, нужно перевести в группу для особых детей или общаться в частном порядке, подружившись с родителями детей со схожими нарушениями развития.

Без живого, захватывающего общения, игр для развития ребенок не сможет учиться и развивать речь.

Как обеспечить эффективную коррекцию дисфазии?


Правила, которых придерживаются педагоги при общении и обучении детей, страдающих дисфазией. Родителям, которые сами занимаются с детьми или хотят проконтролировать работу логопеда или коррекционного педагога, нужно эти правила взять на заметку.

Рекомендации по развитию речи у ребенка с дисфазией:
  1. Убедиться, что ребенок знает и понимает все слова, произнесенные в классе. При необходимости дать родителям словарь для самостоятельного изучения с ребенком дома или в качестве руководства для репетитора.
  2. Выдать родителям план обучения для ознакомления и согласования с внеклассными занятиями.
  3. Подготовка иллюстраций или определений для незнакомых слов или устойчивых выражений.
  4. Улучшение понимания вербальной речи с помощью невербальных сигналов: знаков, мимики, жестов, иллюстраций, написания слов и одновременного их проговаривания.
  5. Использовать визуальные материалы, чтобы улучшить восприятие тем, идей, обсуждаемых с пациентами или учениками.
  6. Использование пиктограмм (упрощенного изображения объектов или ситуаций в схематичном виде) для упрощения запоминания и совершенствования навыков восприятия и обработки информации.
  7. Делать видео- или аудиозаписи уроков, чтобы заменить письменные заметки.
  8. Объяснять материал четко и кратко, используя примеры и инструкции.
  9. Выстраивание ассоциативных связей между информацией, озвученной вербальной речью, и событиями, объектами из реальной жизни или игры. Использование визуального материала.
  10. Обращаться к ребенку лично по имени, устанавливая зрительный контакт или касаясь, или давать указания всей группе.
  11. Адаптация учебного материала и формы его подачи под возможности понимания ребенка с дисфатическими нарушениями.
  12. После озвучивания нового факта, идеи необходимо предоставить пример: «Что делать дальше?», «Как это использовать?», «Зачем это мне?».
  13. Чаще проверять, понятен ли материал, предлагая детям повторить слова преподавателя.
  14. Избегать чрезмерного слухового, вербального или визуального воздействия, например, непрерывной музыки.
  15. Обеспечение небольших пауз между занятиями, требующими концентрации внимания, понимания и развития речи. В перерывах дети просто отдыхают, поддерживается тишина или требующая понимания речи деятельность чередуется с менее напряженной умственной или физической активностью.

На индивидуальных занятиях важно синхронизировать программу обучения с личным опытом ребенка, распространенными ситуациями из жизни, использовать личные вещи или фотографии, затем переходя на новые объекты.

Ожидаемый прогноз на будущее


При дисфазии сохраняется интеллект, у некоторых детей он может быть очень высоким, но возникают когнитивные нарушения. У большинства маленьких пациентов проблемы с абстрактным мышлением и восприятием понятия абстракции. Им трудно обобщать полученные знания, поэтому домашняя работа занимает больше времени, чем у других детей.

Дисфазия часто включает проблемы с концентрацией внимания. Особенно это заметно, когда от ребенка ждут конкретных успехов и сосредоточенности. Вместо того, чтобы заниматься изучением предмета или навыка, он начинает капризничать, отвлекается или избегает занятий (может даже спрятаться). Некоторые дети с моторной дисфазией развития могут нормально сосредотачиваться на задачах, но не могут сохранять концентрацию внимания долго.

Находясь в группах с другими детьми в садике, школе, дети с дисфазией часто ведут себя беспокойно, импульсивно, чрезмерно активны. Иногда дисфазия развития сменяется или дополняется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. При наличии некоторых признаков этого расстройства, необходимо наблюдение за ребенком в течение длительного времени. Несмотря на частое возникновение схожих симптомов, диагноз не всегда подтверждается. Например, иногда ребенок много двигается и выглядит рассеянным, потому что из-за сенсорной дисфазии не может полностью понять, что ему говорят, о чем просят, какое его поведение будет оценено, как правильное.

Другие поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются дети, если дисфазия не будет компенсирована к школьному возрасту:
  • самоизоляция (в том числе в семье);
  • социальное отчуждение;
  • враждебность к окружающим;
  • вспыльчивость;
  • тревога.



Дисфатики негативно реагируют на любые новые события и изменения, касающиеся их жизни, потому что чувствуют себя очень неуверенно.

Дети при легкой и умеренной степени дисфазии могут учиться в школе в обычном классе, но избежать проблем с успеваемостью они могут только с помощью занятий с логопедом и часто дополнительной учебной программы. Ребенку с дисфазией нужно больше времени для освоения общеобразовательных дисциплин, чем детям без нарушений речевого развития. Дисфазия средней и тяжелой степени — нарушение развития, при котором большинство пациентов нуждается в особом подходе к обучению. Лучший вариант для таких детей — коррекционная школа.

Не всегда есть желание или возможность отдать ребенка в коррекционную школу. В будущем нужно быть готовыми к тому, что ребенку могут что-то недодать на уроках. В этом случае нельзя забрасывать ситуацию, следует объяснить ребенку самостоятельно или привлечь педагогов. Важно проконтролировать, что каждый учитель в школе знает и понимает суть проблемы вашего ребенка, учитывает это в своих требованиях, обращении и даже при выставлении оценок.

Эффективность логопедической терапии, приспособленность больного к взрослой, самостоятельной жизни зависит от раннего начала лечения, контроля и коррекции образа жизни, поведения и взаимодействия ребенка с другими людьми в тех ситуациях, которые он не может самостоятельно отрегулировать.

Популярные сообщения